Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы обусловлена тем, что развитие сферы услуг в экономике любой страны имеет важное значение, этот сектор необходим для развития всех отраслей страны, таких как образование, формирование интеллектуальных продуктов, финансовых услуг, способствующих развитию всей страны.
В последние годы Республика Беларусь уделяет все большее внимание совершенствованию сферы услуг. В стране принято и реализуется более 30 программ развития различных отраслей сферы услуг, что является одним из важнейших направлений деятельности, связанных с функционированием и развитием различных отраслей экономики и удовлетворением важнейших потребностей человечества. Услуги рассматриваются как источник роста ВВП, пополнения государственного бюджета, создания новых рабочих мест, а в конечном итоге-повышения качества жизни населения. Комплексный план развития сферы услуг Республики Беларусь предусматривает создание условий для увеличения экспорта услуг и укрепления позиций Беларуси на мировом рынке.
В настоящее время роль сферы услуг как одного из важнейших секторов экономики становится очень важной. Это связано со сложностью технологии производства, насыщенностью рынка товарами для повседневных и личных нужд, быстрым ростом научно - технического прогресса. Все это было бы невозможно без функционирования широкого спектра рынков информационных, финансовых, транспортных, страховых и других услуг. Кроме того, услуги являются неотъемлемой частью торговли, особенно технически сложными товарами, так как их функционирование требует растущей сети потребительских услуг
Происходящие изменения в мировой экономике и масштабы этих изменений, особенно в наиболее развитых странах, свидетельствуют о переходе экономического развития к отсталой индустриальной фазе. Среди характерных черт постиндустриального общества исследователи выделяют развитие сферы услуг и снижение роли материального производства. Сфера услуг является важным сектором экономики и занимает все более стабильное положение в мировой экономике. Поэтому разработка решений проблем сферы услуг в условиях постиндустриальной трансформации не утратила своего смысла.
В настоящее время доходы коммерческих банков от операций с ценными бумагами и инвестиционной деятельности важны для формирования прибыли. Значимость банков на рынке ценных бумаг не подвергается сомнению. Операции, проводимые банком на рынке ценных бумаг с помощью размещения свободных средств в ценные бумаги, являются альтернативой кредитному рынку для размещения средств. Реализуемые операции с ценными бумагами сосредоточиваются в рамках инвестиционного отдела любого коммерческого банка, покупающего или продающего их как за счет средств банка, так и по поручениям клиентов.
Объектом исследования является сфера услуг.
Предметом исследования является развитие сферы услуг в Республике Беларусь.
Цель исследования – рассмотреть анализ развития сферы услуг в регионе. Зарубежный опыт.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность управления операциями в менеджменте;
выявить значение управления операциями в сфере услуг;
дать анализ развития сферы услуг в Республике Беларусь;
рассмотреть направления и перспективы развития сферы услуг в Республике Беларусь.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СФЕРЫ УСЛУГ
1.1 Сущность управления операциями в менеджменте
Операцией называют разные виды деятельности человека, которые состоят из результата и ряда взаимосвязанных событий и действий, направленных на достижение цели. Любая человеческая деятельность состоит из операций, но при этом ей должны быть свойственны такие качества, как организованность и продуктивность. Операции в организациях - вид деятельности, который ориентирован на намеренные трансформации. Внутри трансформаций располагается техническое ядро, являющееся сердцем предприятия. Ядро обеспечивает выпуск продукции и предоставление услуг.
Операционные стратегии сопоставляются с контролем, поскольку без управления процессами не получится качественного и долговечного результата. В связи с этим операционные стратегии и контроль ориентированы на формирование высокого качества производственного выхода (производства продукции) и определяют, насколько эффективно были выполнены технические и иные виды операций в процессе создания товара или формирования услуги .
Операционная стратегия признает важной операции, успех предприятия зависит от качества исходных ресурсов, квалификации экспертов, задействованных в производство, а также от работы менеджеров, которые управляют процессами, регулируют и контролируют производство и ориентируют деятельность на стратегическое планирование.
Операционный менеджмент включает: продукцию и производственные мощности; структуру; контроль над процессами. Продукция и производственные мощности заключаются в разработке товаров и услуг, в размещении оборудования на предприятии, планировании производственных мощностей относительно стратегии компании, дислокации сооружений. Иногда даже расположение компании может повлиять на производственные процессы и операции, поскольку в их число входят логистические структуры.
Структура операционного менеджмента включает сложную схему подчинения и команды, которыми пользуются управленцы в рамках работы. Команды и схемы в одном предприятии, но на разных уровнях могут отличаться друг от друга, поскольку в одном производственном процессе операциями могут руководить разные менеджеры. Один менеджер занимает позиции по руководству операциями на ранних стадиях, второй менеджер контролирует непосредственно производственный процесс, а третий управляет конечным, итоговым процессом. Контроль над процессами – составляет структуру операционного менеджмента.
В сферу его компетенции входят: запасы и ресурсы; производительность компании; качество производимой продукции .
Операционный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных производственных операций, посредством которых организация целенаправленно преобразовывает ресурсы, создает продукты и услуги. Операционный процесс может быть разных видов. Например, по сложности или простоте бывают простые и сложные процессы, соответственно. Простые включают ряд элементарных операций, а сложные состоят из совокупности скоординированных в пространстве и времени простых процессов, которые меняются местами, трансформироваться или в целом удаляться из процесса в зависимости от условий производства. По временному параметру выделяют непрерывные управленческие процессы относительно операций и дискретные процессы. По назначению операции могут быть основными и вспомогательными, а также выдел
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашов, А., П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А. П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 112 c.
2. Бондарева, Т.В. Сфера услуг Республики Беларусь: экономическое состояние и тенденции развития / Т.В. Бондарева // Белорусский торгово-экономический университет потребительский кооператив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37609589.
3. Гайдерова, Е.А. Формирование сферы услуг в условиях новой экономики России. [Электронный ресурс]. – URL: http://meconomy.ru/art.php?nArtId=3409
4. Дробышева, В.А. Развитие сферы, услуг в потребительской кооперации / В.А. Дробышева // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2018. - N 3. - С.91-98.
5. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
6. Какими новыми видами туризма привлекает Беларусь иностранных гостей? / Издательский дом «Звезда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zviazda.by/ru/news/20191227/1577431765-kakimi-novymi-vidami-turizma-privlekaet-belarus-inostrannyh-gostey.
7. Кондратьева Т.Н., Тарасевич В.Л. Информатизация здравоохранения в Республике Беларусь / Т.Н. Кондратьева, В.Л. Тарасевич // Материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Бурмистрова [и др.], 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41707496.
8. Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК) // организация объединенных наций. Статистический документ. - №4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unstats.un.org/unsd/publication/SeriesM/seriesm_4rev4r.pdf.
9. Мальцевич Н.В., Основина Л.Г. Тенденции развития цифровизации банковских услуг Беларуси / Н.В. мальцевич, Л.Г. Основина // Сборник научных трудов IV национальной (с международным участием) научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43011116.
10. Николаева М. А. Маркетинг товаров и услуг: Учебник. / М.А. Николаева. – Москва: Издат.дом «Деловая литература», 2017. – 448 с.
11. Обзор экономической сферы Республики Беларусь. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://ved.gov.ru/exportcountries/by/about_by/eco_by
12. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь. Национальный Банк Республики Беларусь, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nbrb.by/statistics/balpay.
13. Совмин утвердил концепцию развития логистической системы Беларуси до 2030 года / Новости // Белорусское телеграфное агенство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belta.by/economics/view/sovmin-utverdil-kontseptsiju-razvitija-logisticheskoj-sistemy-belarusi-do-2030-goda-283147-2018/.
14. Статистический ежегодник. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/c68/c68ec3c1ac53374bedc363044769f2c1.pdf.
15. Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) на период до 2030 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf.
16. Портянко Е. Цели и задачи развития сферы услуг в Республике Беларусь / Е. Портянко // Белорусский государственный аграрный технический университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rep.bsatu.by/bitstream/doc/7071/1/celi-i-zadachi-razvitiya-sfery-uslug-v-respublike-belarus.pdf.
17. Развитие в Республике Беларусь рынка банковских платежных карточек [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. — Режим доступа: www.nbrb.by/payment/plasticcards /.
18. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 годы. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/S3uYj.
19. Сфера услуг в Республике Беларусь – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/belarus/economics/osnovnye-otrasli/sfera-uslug
20. Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное пособие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.
21. Шумский Д.С., Сосновский О.А. Анализ тенденций развития цифрового банкинга / Д.С. Шумский, О.А. Сосновский // Вестник Белорусского государственного университета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43992409.
22. Яковлева, Н.В. Инновационная инфраструктура как основной элемент сферы услуг современной экономики. [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-infrastruktura-kak-osnovnoy-elementsfery-uslug-sovremennoy-ekonomiki.